Родителям
 

                         Методический отдел комитета 

                       образования администрации

                          Марксовского муниципального района

 Версия для слабовидящих

Советы родителям

 

СОВЕТЫ УЧАСТНИКАМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма. 

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. 

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию.  Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.   
 
Экзамены - лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.   

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. 

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо большего, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен. 

Некоторые полезные приемы
 
Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. 

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям». 

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.  

Рекомендации по заучиванию материала 

Главное – распределение повторений во времени. 
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места. 

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.  
 
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями.  Такой способ обеспечит запоминание надолго.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поведение родителей 

В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением. 

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. 

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий. 

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут". 

Организация занятий 

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! 

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. 

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. 

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. 

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься! 

Питание и режим дня 

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!» 

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут. 

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим. 

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность… 

Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.

 

Презентация: "ОГЭ без волнения! Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам" -

подготовила педагог-психолог МОУ-СОШ №1 г. Маркса, Звягина Ольга Николаевна 

 

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

 Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справить­ся со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей, может эмоционально «сорваться».

 Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

 Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

 Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

  Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

  Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

 Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

 Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть клю­чевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Ос­новные формулы и определения можно выписать па листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д.

 Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сей­час существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отли­чается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

 Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что при­даст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

 Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следую­щее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;  внимательно прочитать во­прос до конца и понять его смысл (характерная ошибка: во время тестирования дети, не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и ука­зать наиболее вероятный вариант.

Обратите внимание на питание ребенка; во время интенсивного умст­венного напряжения ему необходима разнообразная пища и сба­лансированный комплекс витаминов. Еда не должна быть тяжелой и жирной. Не следует питаться всухомятку - в период умственного и нерв­ного напряжения особенно нужна горячая полноценная пища.

Шоколад поддерживает работоспособность. Морковь стимулирует мозговое кровообра­щение, поэтому заучить что-либо наизусть для любителей этого овоща не составляет труда.

Ананас, богатый витамином С и при этом малокалорийный, поможет удержать в памя­ти большой объем информации. Рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга. Орехи также стимулируют деятельность мозга, придают силы и укрепляют память. Лук улучшает снабжение мозга кислородом, поэтому он - лучшее средство от перенапря­жения и психологической усталости. Клубника и бананы помогут снять стресс. Полезны также яблоки, черника, лимон, изюм, сыр, творог, яйца.

      

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНУ

 

 

 

Настройтесь на лучшее! Дайте себе установку: ваш ребенок может сам справить­ся с непростой ситуацией экзаменов. Важно, чтобы вы сами искренне верили в это, и тогда ваша уверенность пере­дастся сыну или дочери.

Соблюдайте границы. Хо­тите, чтобы подросток при­шел к своей цели? Не застав­ляйте его к ней идти! Беско­нечные напоминания о том, что нужно заниматься, лишь раздражают.

Не навязывайте свою помощь. Ваше чадо сейчас как никогда - и в силу возрас­та, и в силу непростых обсто­ятельств - подвержено пере­падам настроения: утром он не желает принимать никакой помощи, а к вечеру хнычет, что ни с чем не справляется. Дайте ему понять, что вы все­гда поможете, если это потре­буется, но навязывать свою помощь не надо.

Разрядите  напряжение.

Создайте благоприятный эмоциональный фон, причем не только вокруг подростка, но и вообще в семье. Лишний раз обнимите сына или дочь, купите что-нибудь вкусное, принесите посмотреть новый фильм, но не делайте акцент на причине вашей заботы.

Репетируйте. Если ребен­ку захотелось поговорить об экзаменах, постарайтесь поддержать беседу, а если он просит проэкзаменовать его, найдите для этого время. Пусть вы мало что понимаете в его физике или биологии, но такой разговор поможет ему «слить» лишнее напря­жение, психологически под­готовиться к ситуации экза­мена.

Не обманывайте. Желая подбодрить подростка, не го­ворите, что экзамены - это ерунда. Вы и сами знаете, что это не так, зачем же обесце­нивать его переживания? Луч­ше обратитесь к его опыту - напомните, что ему уже при­ходилось справляться с по­добными заданиями, а зна­чит, он может сам оценить сложность предстоящего.

Не сравнивайте. Замечай­те положительное в ребенке как в человеке, а не как в уча­щемся. Хвалите, но не сравни­вайте со сверстниками (и тем более не ставьте никого в при­мер!). Когда вы говорите, что «Вася сдал все очень легко», ваш ребенок думает не о том, что он тоже сдаст экзамены, не напрягаясь. Он начинает сомневаться в себе: «Вася-то сдал, ая-врядли.,.».

Контролируйте. Будьте в курсе организационных во­просов - узнайте о времени экзаменов, какие документы подавать, не следует ли что-то оплатить. Сделайте так, чтобы бытовые вопросы не отвлека­ли и не раздражали выпускни­ка или абитуриента - о мело­чах вроде денег на транспорт или запасной ручки он может просто не подумать. Сын или дочь считают себя самостоя­тельными, но при этом наде­ются на вашу помощь и, если что-то будет упущено, перело­жат вину за это на вас.

                 

 

 
Дата последнего обновления страницы 11.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»