Медиабезопасность
С Новым годом!

                         Методический отдел комитета 

                       образования администрации

                          Марксовского муниципального района

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ          

 

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006.

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиабезопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ).

Цель проведения уроков медиабезопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи уроков медиабезопасности:
1) информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
2) информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
3) ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних; 
4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия); 
5) профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга); 
6) предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. 

Федеральные нормативно-правовые локальные акты:

- Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) "О персональных данных" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2015 г.) 

- Указ президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 "О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы"

- Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 № 139-ФЗ, от 05.04.2013 № 50-ФЗ, от 29.06.2013 г. № 135-ФЗ, от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ, от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ, от 29.06.2015 г. № 179-ФЗ)

- Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности" (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 г. № 285-ФЗ) 

- Правительство Российской Федерации Распоряжение от 02.12.2015 г. № 2471-р "Концепция информационной безопасности детей" 

Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 № 08-1184 О направлении информации МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 мая 2018 года № 08-1184 О направлении информации Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»

Памятки и буклеты:

Методические рекомендации:

  • Методические рекомендации по обучению учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактике интернет-зависимости

  • Информационная безопасность детей

  • Методические материалы тематического урока "Безопасность школьников в сети Интернет

  •  

    ПОМОЩЬ!

    Уважаемые родители! В Ваших руках безопасность Ваших детей! Если в школах контроль за медиабезопасностью при работе с Интернетом ведется, и это, с недавнего времени, одна из первоочередных задач, то дома, зачастую, какой-либо контроль вообще отсутствует. Вы можете установить на домашний компьютер программу-фильтр (например, Интернет- Цензор http://icensor.ru), которая оградит Вашего ребенка от нежелательных Интернет-угроз. 

    Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедить зависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь. Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических группах, так и стационарно, с использованием специальных медицинских процедур. 

     

    1. Дети Онлайн. Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн” по телефону: 8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный). На линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет. Линия работает с 9 до 18 (по московскому времени) по рабочим дням. Также свои вопросы можно задать по e-mail:  elpline@detionline.com

     

    2. Горячая линия Центра безопасного Интернета в России позволяет любому пользователю сообщить о противоправном контенте в Сети. Аналитики «Горячей линии» осуществляют проверку всех сообщений и передают информацию хостинг- или контент-провайдеру (в ряде случаев – регистратору домена) с целью прекращения оборота противоправного контента, а также в установленных случаях – в правоохранительные органы. Линия работает по следующим основным категориям: сексуальная эксплуатация детей (детская порнография); деятельность преступников по завлечению жертв в Интернете (grooming); разжигание расовой, национальной и религиозной розни; пропаганда и публичное оправдание терроризма; киберунижение и киберпреследование; пропаганда наркотиков и их реализация через Интернет; интернет-мошенничество и программно-технические угрозы и другое. Сервис является анонимным и бесплатным. www.saferunet.org

     

    3. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Астахов Павел Алексеевич +7 (499) 251-41-40, http://www.rfdeti.ru.

     

     

    Если Вы оказались жертвой обмана или мошенничества в интернете, первое, что нужно сделать - это отправиться в правоохранительные органы и написать заявление. Сообщить о преступлении Вы можете:

    1. МВД РФ (специальное подразделение – Управление «К»);
    2. Горячая линия МВД Саратовской области;
    3. Прокуратура Саратовской области (в случае нарушений еще и за пределами интернета);
    4. Федеральная служба безопасности +7 (8452) 37-30-01, 26-70-61.

     

Виды мошенничества в интернете

1. Удаленная работа (рерайтинг, копирайтинг, набор текста, перевод). В данном случае поступают предложения с высоким заработком, что однозначно привлекает внимание. «Работодатели» могут пообещать предоставить обучающие уроки в виде CD или DVD дисков, за которые нужно внести оплату (гарантийные обязательства).

2. Письма-просьбы (нигерийские письма). Подобная схема «подлавливает» даже достаточно умных и опытных людей. Мошенники используют ее, как правило, на сайтах знакомств, где люди совершенно искренне отдают последние сбережения в помощь любимому человеку, подруге.

3. Благотворительность. Это просто сенсационный заработок для аферистов. Ведь сколько добрых и честных людей хотят помочь несчастным и больным детям, сиротам.

4. Обмен валют в режиме онлайн. Попасться на удочку можно, как через российские обменники, так и иностранные.

5. Лотереи, игровые сайты. Рассчитаны на азартных людей, которые никогда не смогут сорвать заветный джек-пот.

6. Продажа товаров. Оплачивая выбранный продукт в интернет-магазине с помощью банковской карты, покупатель в итоге «остается с носом» или получает совершенно другую вещь.

7. Волшебный кошелек. Статьи, посвященные данной теме, написанные явно профессионалом, внушает доверие, и заставляют рискнуть. Сумма, которую необходимо внести имеет символический размер, поэтому доверчивый человек без опаски расстается с нею, а заработать надеется миллионы.

8. Фишинг. Этот тип мошенничества используется как взлом конфиденциальных данных (система Webmoney).

9. Липовые сообщения. От имени администрации обманщики могут попросить предоставить личные данные и пароль, а после похитить финансовые сбережения.

10. Покупка дешевых авиабилетов. Эта область также подвержена обманным операциям. Предпочтение стоит отдавать крупным и известным сервисам.

11. Киберсквоттинг. Один из популярных способов обогащения мошенников. Предполагает легальный подход за счет перепродажи зарегистрированного домена известных компаний новичкам. Прибыль делится между основным брендом и участником махинации.

12. Тайпсквоттин. Операция заключается в web-разработке сайта, а заканчивается вирусными или хакерскими угрозами, атаками, взломами и дальнейшим вымогательством денег.
Основное правило мошенников – анонимность, что приводит добросовестных граждан в тупик.

Дата последнего обновления страницы 10.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»